2025-02-08
27 декабря 2024 года в Джалалабаде (Кыргызстан) состоялась церемония запуска железнодорожного проекта Китай-Кыргызстан-Узбекистан (в дальнейшем известного как проект железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан), ознаменовавшая официальный переход проекта в стадию строительства.
Железнодорожный проект Китай-Кыргызстан-Узбекистан является стратегическим проектом для связи Китая с Центральной Азией и знаковым проектом для трех стран по строительству сотрудничества в рамках «Пояса и пути». Его завершение окажет далеко идущее влияние на экономику и геополитику региона.
6 июня 2024 года в Пекине правительства трех стран подписали Соглашение о совместном развитии сотрудничества по проекту железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан. А 18-20 декабря 2024 года парламент Кыргызстана рассмотрел и принял концессионное соглашение по проекту железной дороги Китай-Кыргызстан-Узбекистан, и кабинет министров страны подписал концессионное соглашение с компанией China-Kyrgyzstan-Uzbekistan Railway Co. После почти 27 лет строительства официальное открытие этой железной дороги наконец-то на повестке дня.
Общая протяженность железнодорожного проекта Китай-Кыргызстан-Узбекистан составляет около 590 километров (Кашгар-Андижан), из которых около 200 километров приходится на нашу территорию, 330 километров - на Кыргызстан и 60 километров - на Узбекистан. Киргизский участок является ключевой частью проекта, соотношение мостов и тоннелей на нем составляет 39 процентов, что усложняет строительство. Кроме того, железная дорога Китай-Кыргызстан-Узбекистан работает по секционному принципу «квазиколея + широкая колея»: на участке от Кашгара до Махмала используется квазиколея (1 435 мм), а на участке от Махмала до Андижана - широкая колея (1 520 мм), а перегрузочная площадка расположена в Махмале (Кыргызстан).
Согласно утвержденному технико-экономическому обоснованию, участок в Кыргызстане представляет собой одноколейную железную дорогу с использованием локомотивной тяги внутреннего сгорания (резерв для условий электрификации), с расчетной скоростью 120 км/ч и 20 станциями, такими как портовая станция Тургат, пересадочная станция Макмал и портовая станция Джалал-Абад. Согласно ходу текущих работ, официальное начало строительства проекта запланировано на июль 2025 года, а срок строительства составит шесть лет.
Завершение строительства китайско-японско-украинской железной дороги будет иметь далеко идущие последствия для региональной экономики и геополитики. В экономической сфере открытие железной дороги значительно сократит транспортное расстояние между Китаем и Центральной Азией, Западной Азией и даже Европой, сократив путь грузов примерно на 900 километров и сэкономив семь-восемь дней транспортного времени. Это не только облегчит разработку минеральных ресурсов в странах Центральной Азии, но и будет способствовать глубокой интеграции региональной экономики. В то же время открытие железной дороги будет способствовать росту торговли в регионах, расположенных вдоль маршрута, привлечет больше иностранных инвестиций, будет способствовать строительству инфраструктуры и модернизации промышленности.